Мантра-йога - это не просто попеть "Ом" на йога-классе, как многие сейчас думают. И не пение хором популярных мантр (а-ля киртан). Это полноценная садхана, содержащая в себе все анги (части) аштанга-йоги:
🔸 Яма и нияма - ограничения и предписания. Помимо общих в мантра-йоге есть свои: практика в определенном месте [например, лицом на восток/север и тд, дома/в лесу и тд] в определенное время [утро/вечер/ночь/затмения/конкретные лунные сутки], предписания касательно сна и питания, количества повторений мантры и тд. Также сюда относится контроль внешних и внутренних проявлений [чувств, действий], то есть контроль своей энергии, предотвращение ее ненужной траты.
🔸Асана - положение тела во время джапы [повторения мантры]. Обычно используются падмасана, сиддхасана, сукхасана, ваджрасана. Важна устойчивая, неподвижная поза, в которой все праны уравновешены и повторять мантру становится легко и с более глубокой концентрацией. 🔸Пранаяма - увеличение праны, контроль дыхания. Сама по себе мантра-йога является очень энергетической практикой, потому что когда мантра раскрывается, она высвобождает много энергии, меняет качество вашей праны. С дыханием тут тоже интересно - при джапе дыхание удлинняется (особенно выдох), замедляется, а затем и вовсе может смолкнуть, наступит кевала-кумбхака [естественная задержка дыхания].
🔸Пратьяхара - отвлечение органов чувств от их внешних объектов и обращение их во внутрь, к своему источнику. Рано или поздно, если мантра повторяется правильным образом, она начинает раскрываться и ваше состояние меняется, возникает пратьяхара, состояние особой собранности внутрь. Усиливается концентрация, теряется чувство времени. По моему опыту, в мантра-йоге пратьяхары достичь гораздо легче многим людям, чем при выполнении других йогических практик. 🔸Дхарана - устойчивая однонаправленная концентрация на мантре, удержание своего внимания на ней. Иногда концентрируются на звучании, иногда на смысле, но лучше всего на проявлении самой мантры [т.е. на шакти, которая начинает раскрываться во время джапы]. Также используется концентрация взгляда [дришти] - в межбровье или на кончике носа. 🔸Дхьяна - возникает как следствие сочетания предыдущих аспектов, когда мантра раскрывается все больше и вы все глубже проникаетесь ею, забывая о себе. В этом состоянии мантра сама по себе повторяется в вашем сознании [разумеется, мысленно, беззвучно]. 🔸Самадхи - усиление состояния дхьяны, в результате чего вы становитесь одним целым с мантрой [с Божеством мантры], пребываете в переживании этого единства. Тут фактически повторение мантры [джапа] отсутствует как таковое. Есть только йога.
Существуют разные уровни повторения мантры - вслух (вачака), шепотом (упамшу), мысленно (манасика) и аджапа-джапа. Повторение в уме - самое сложное, но при этом самое эффективное, потому что оно возможно только когда мантра начинает соединяться с умом. К этому движутся постепенно. Аджапа-джапа - самый высший уровень рецитации мантры, когда она повторяется «сама» и между садхаком и мантрой нет никакой разницы, может повторяться даже во сне.
Мантру можно практиковать как постоянную садхану (нитья-садхана) либо есть интенсивный ритуал пурашчарана, предназначенный для реализации мантры (делается ограниченный период времени).
С мантра-йогой связаны такие специфические практики как ньяса, пуджа, хома, которые зачастую требуют серьезных [тантрических] знаний и обучения. И хотя эти практики достаточно подробно описаны в Тантрах, нужно, чтобы их разъяснял компетентный Гуру. Про важность, необходимость Гуру для мантра-йоги я даже и не пишу отдельно 😊 - безусловно, он архиважен, ведь именно он передает вам мантру и все предписания к ней. Для успешной мантра-садханы очень важно понимать, чувствовать такой момент - что Гуру, мантра и Божество мантры являют собой единое целое. Без осознания этого практика будет очень фрагментарной, мантра может и не раскрыться.
Comments