top of page

Практика медитации на звук Нада


meditation near dhuna
Медитация возле дхуны, Деви-патан

Я хотела бы немного рассказать о наданусандхане, одной из важных и особенных садхан Натха-йогинов.


Нада-анусандхана (nādānusandhāna) переводится как «изучение, исследование нады, нацеленность на наду». Это погружение в звук нада, соединение с ним, растворение в нем. Эта практика относится к лайя-йоге, йоге растворения. Также ее называют нада-упасаной (nādopāsana), что означает почитание нады или поклонение наде. Нада – это не просто звук в обыденном понимании этого слова. Это сама Шакти, Богиня. Нада – это изначальная вибрация, неударный звук “anāhata”, спанда, творящая Вселенную. Это Шабда-брахман, Абсолют в форме звука.


В “Горакша вачана санграхе” говорится:


Тот, кто достигает слышания звука анахата-шабды, достигает [постепенно] высшего состояния Шивы: сначала он углубляется внутрь звука и постигает [то, что находится за ним], затем он погружает ум в это постигнутое, и тогда ум достигает там растворения. (146) Все, что слышимо как нада, есть сама Шакти. То, что находится за реальностью, лишенное образа – сам Всевышний Господь. (147)

Как начать практиковать Наданусандхану?


⚡️Самый естественный метод, который я могу посоветовать, – это найти такое тихое место, где на фоне внешней тишины вы начинаете слышать свою внутреннюю вибрацию, звуки тела. Наблюдайте за ними, стараясь уловить все более тонкие звуки, погружайте туда свой ум, свое внимание. Это может быть также “звук тишины” – можно медитировать на него.


⚡️Практика мантры ОМ (АУМ), состоящая в пропевании А-У-М на каждом выдохе вслух, при этом последний звук М поется дольше остальных, в него следует погружать свой ум. Этот звук М на санскрите называется анусвара (назализация) и он содержит в себе Наду и Бинду (точку, в которой все растворяется). После 10-15 минут практики ОМ можно посидеть в тишине и послушать внутренний звук, вибрацию. Благодаря практике с этой мантрой, которая кстати представляет собой проявленную Вселенную, ваше сознание постепенно утончается и становится способным к восприятию тонкого звука.


⚡️Практика Бхрамари-пранаямы – на выдохе вы производите гудение, подобное гудению пчелы, и стараетесь погрузиться в него, раствориться в нем. Выдох должен быть максимально длинным. При этом рекомендуется закрыть уши большими пальцами рук, либо выполнить шанмукхи-мудру (когда помимо ушей символически закрываются глаза, нос и рот, чтобы максимально перенаправить восприятие внутрь). Принцип действия схож с практикой ОМ: через какое-то время погружения внимания в грубый звук (гудение), сознание становится восприимчивее к тонкому звуку.


⚡️Практика Удджаи-пранаямы тоже может рассматриваться как подводящая к наданусандхане. Удджаи-пранаяма состоит в произведении шипящего звука (при помощи легкого сжатия горловой щели), на вдохе и на выдохе. Здесь также вы погружаете ум в этот шипящий звук.


⚡️Практика Сохам. Сохам – это мантра нашего дыхания, это наши вдохи и выдохи. Осознанно повторяя Сохам во время дыхания (Со на вдохе и Хам на выдохе), можно постепенно придти к тому, что вдохи и выдохи взаимопоглотятся друг в друге, соединятся в нечто единое, и это будет Нада, запредельная вибрация Абсолюта.


В заключение хочу отметить, что большинство практик направлено на то, чтобы вы смогли совершить переход от грубого звука к тонкому, грубый звук используется как некая опора, от которой можно оттолкнуться. Этот переход для многих непрост, и он происходит при изменении состояния праны (энергии), вот почему эти методы включают либо пранаяму, либо с мантру, либо оба аспекта. Мантра также влияет на прану, поэтому мантра-йога также может открыть дверь к постижению нады. Мантра — это звуковая форма Божества, а основой всех звуков мантры, а также сущностью Божества является Нада-Брахман.

Comments


bottom of page