top of page

О гунах


Гуны – это качества Пракрити, изначальной природы всего сущего. Гуна может переводиться с санскрита как «качество, особенность» и также как «веревка», и в последнем случае некоторые авторы вкладывают такой смысл – гуны связывают душу с ее воплощением.


Существует три гуны:

  • саттва (свет, благость, легкость, радость),

  • раджас (беспокойство, действие, энергия, страдание),

  • тамас (бездействие, невежество, инертность, тяжесть).

В «Гитартхасанграхе» («Бхагавадгита» с комментариями Абхинавагупты) сказано:


Cammвa, раджас и тамас — гуны, порожденные пракрити, они привязывают, о Сильнорукий, воплощенного в теле постоянно. /5/

Воплощенный [принимая ошибочно] это [тело] за Атман, связывается качествами саттвы, раджаса и тамаса, предназначенными для обретения Освобождения, из-за [стремления] к наслаждению объектами чувств.

Caттва из-за чистоты, света и беспорочности связывает привязанностью к счастью и привязанностью к знанию, о Безупречный! /6/

Знай раджас как сущность влечения, из него происходят жажда и привязанность, он связывает воплощенных, Каунтея, привязанностью к деяниям. /7/

[Здесь] по порядку описывается их природа. Cammвa — чистота. Раджас — [то], из чего происходят жажда и привязанность.

Знай тамас как заблуждение, порожденное незнанием. Всех существ беспечностью, ленью и сном он связывает, о Бхарата. /8/

Caттва счастье порождает, раджас — деяния, о Бхарата! Скрывая знание, тамас порождает беспечность. /9/

Считается, что изначально теория гун возникла в философии Санкхья, но потом эту идею переняли многие другие учения в Индии. Сейчас можно сказать, что гуны являются неотъемлемым элементом индийской философии, и в частности – йоги. Разные учения смотрят на гуны по-разному. Натхи придерживаются в целом тантрического взгляда.


Итак, согласно Санкхье, гуны – это некие силы или качества Пракрити, с которых, можно сказать, и началось творение нашего материального мира. Сначала Пракрити находилась в равновесии, то есть ее качества – гуны – находились в равновесии, балансе. Или, как некоторые говорят, во взаимном напряжении. Пуруша (Я, чистое сознание) соприкасается с Пракрити – и она выходит из равновесия, баланс между гунами исчезает, одна из них начинает преобладать над другими, начинается становление мира.


Первым проявлением Пракрити называют Махат (Великий) – это основа интеллекта, буддхи. По сути своей буддхи – это проявление преобладающей саттвы, потому что саттва более всех других гун связана с сознанием. Саттва происходит от सत् «сат», что означает «существование, бытие, истинная реальность», и именно с саттвой связывают блаженство или счастье, которое характерно для сознания. Однако, даже буддхи действует в трех гунах, это не только саттва. Нигде в проявленном мире нет чистых гун, они всегда действуют, существуют вместе. Каждый объект нашего мира имеет три гуны, просто в разных пропорциях. Это основа многообразия. Если бы во всех объектах гуны были в равновесии, то они бы ничем не отличались друг от друга, будучи тождественными одной и той же первоматерии – Пракрити.


Следом за буддхи, как его раджасичное проявление, идет ахамкара – наше эго или ощущение «я-деятель», чувство индивидуальности. Хотя в ахамкаре преобладает раджа-гуна, остальные качества также оказывают влияние на творение: в своем саттвическом аспекте ахамкара рождает манас, в раджасическом – органы чувств и действия, а в тамасическом – 5 танматр (тонкие сущности элементов), которые в свою очередь дают начало 5 Махабхутам (первоэлементам). Впрочем, разные учителя и комментаторы Санкхьи придерживались разных позиций насчет этих аспектов ахамкары. Для нас это не так важно, важно понимать то, что любой продукт Пракрити содержит в себе три гуны. Соответственно, они присутствуют в нашем теле, в нашей практике, в каждом нашем действии.


Теперь немного о гунах с тантрической точки зрения. Как известно, в Санкхье – 25 таттв: Пуруша, Пракрити и 23 ее проявления. Санкхья не обьясняет, откуда взялись гуны, они просто являются характеристиками Пракрити. Но в тантре обычно рассматривается 36 таттв – помимо 25-ти существует еще 11 таттв, это более тонкие проявления реальности универсального Сознания. И согласно Кашмирскому Шиваизму («Ишварапратьябхиджня-карика» 4.1.4), среди этих более тонких проявлений есть три силы Высшего Сознания, которые на уровне Пракрити для ограниченного Пуруши предстают как три гуны. Джняна-шакти (сила познания) проявляется как саттва-гуна, Крийя-шакти (сила действия) – как раджа-гуна и Майя-шакти (сила иллюзии) – как тамас. Кроме того, саттва рассматривается как ограниченное отражение света бытия Высшего сознания (сатта) и присущего ему блаженства (ананда), тамас – как их отсутствие, а раджас – как оба этих состояния одновременно:


sattānandaḥ kriyā patyustadabhāvo ‘pi sā paśoḥ |

dvayātmā tadrajo duḥkhaṁ śleṣisattvatamomayam ||

Существование (sattā), блаженство (ananda) и деятельность (kriyā) — это [силы] Повелителя. У ограниченного субъекта есть это (т.е. сатта и ананда), отсутствие этого и двое вместе. [Последнее] — это раджас, который есть страдание, охватывающее составленное из саттвы и тамаса.


«Ишварапратьябхиджня-карика» 4.1.6


Это позволяет нам лучше понять природу гун. Саттва – это состояние, в котором мы ощущаем чистоту и свет Высшей Природы, спокойствие и ясность, переживаем радость, источник которой – Высшее Блаженство. Тамас скрывает, вуалирует от нас все это, давая состояние невежества, незнания света. Раджас же, как промежуточное состояние, характеризуется частичным знанием и запутанностью, колебанием между двумя противоположными состояниями. Страдание возникает от того, что в отличие от тамаса, где нет осознания своего невежества, в раджасе оно присутствует, как и понимание того, что есть (недоступный пока) покой и свет. Это порождает беспокойства и движение («от тьмы к свету»).


Стоит упомянуть и такой фундаментальный тантрический символ как треугольник Кама-кала. Он отражает принцип творения как Вселенной, так и нашего тела. Стороны этого треугольника соотносятся с Брахмой, Вишну и Рудрой, то есть с процессами творения, поддержания и разрушения – они связаны с раджасом, саттвой и тамасом соответственно.


Проявления гун в нашей психофизике


В целом, если сказать очень грубо, наше сознание больше отражает принцип саттвы, тело – тамаса (как нечто стабильное и плотное), а энергия, активность – это раджас.


Наше сознание может иметь качество саттвы, раджаса или тамаса, то есть оно может быть:

– чистым, благостным, направленным на познание Вечного;

– окрашенным привязанностями, страстью, желаниями, алчностью;

– инертным, ленным, невежественным.


Чаще всего, это некая смесь этих качеств, которая меняется в зависимости от обстоятельств (преобладает та или иная гуна).


Точно так же наше тело может быть саттвичным – то есть чистым, здоровым и уравновешенным, раджасичным – болезненным, нервным и беспокойным, и тамасичным – тяжелым и неподвижным, с застойными явлениями.


И соответственно, действия могут быть окрашены гунами. В текстах даже описываются различные группы действий и их плоды в соответствии с гунами. Например, про это можно почитать в «Бхагавадгите».


Пища, которую мы принимаем, также имеет эти качества. Йога-садхана тоже может выполняться в одной из трех гун, пока мы не превзойдем их влияние. Согласно йогическим представлениям, Атман не подвержен влиянию гун, следовательно и садхака, постоянно пребывающий в Атмане, свободен от влияния гун.


В «Бхагавадгите» сказано:


[Кто] озарение, деятельность, заблуждение, о Пандава, не ненавидит, когда они проявляются, а когда они исчезают – не влечется [за ними]; /22/

Кто пребывает в бесстрастии, тот гунами не колеблется, [считая]: «действуют гуны». В таком пребывая знании, он не волнуется. /23/

Равно [относящийся] к счастью и страданию, как ко сну, равный к золоту, кому земли, камню, равный к приятному и неприятному, стойкий, к похвале и порицанию равный; /24/

В чести и бесчестии равный, к другу и недругу равный, отринувший все усилия – превзошедшим гуны он именуется. /25/


Кто пребывает, [подобно] незнающему [будучи свободным] от ментальных измышлений (викальпа), но благодаря Знанию [утвердился в Атмане], тот не уклоняется, не теряет [осознавания] своей Сущности. Метод [достижения этого состояния] — устойчивый разум [полагающий]: «Эта деятельность — природа тела, чувств и т.п. Я не стремлюсь ни к какому ее результату».

Таким образом, в свете духовного развития и йогической практики весьма полезно понимать, что из себя представляют гуны и как они проявляются в жизни. Важно научиться определять у себя преобладающие состояния тамаса и раджаса, устранять факторы, которые им способствуют. Это может быть тяжелая, некачественная пища или слишком большое ее количество, определенные привычки поведения и т.д.


Тамас развеивается раджасом (активными действиями), затем от раджаса нужно постараться постепенно придти к равновесию, саттве. Саттва взращивается благодаря служению Гуру, карма-йоге, следованию Яме-нияме, изучению священных текстов. Безусловно, очень хорошо помогает спокойная медитативная практика йоги, но если присутствует сильный раджас/тамас, то медитация вряд ли получится, а асаны могут раджас только усилить. Поэтому важно подходить к практике комплексно, в первую очередь обращая внимание на образ жизни и наставления Учителя.


По мере практики на базе саттвы раскрывается состояние сантоши – глубокой внутренней удовлетворенности и покоя. В этом состоянии возможно принимать игру гун как данность, наблюдать за сменой гун без привязанности и отвержения. Йогин разтождествляет свою сущность (Атман) с телом и разумом, подверженным влиянию гун, благодаря чему обретает освобождение.

bottom of page