top of page

Кое-что про аскетизм и тапас



Аскетизм – это широко распространенное понятие, связанное с духовной практикой, образом жизни, и затрагивает почти все религии и учения. Для справки: само слово греческое (аскео), и означает методичное длительное занятие с целью получения какого-либо результата. Например, занятие спортом, ремеслом и тому подобное. Потом это слово приобрело немного другой оттенок. Но практики и понятия, родственные аскетизму, существовали и раньше, в разных частях мира.

В Индии это тапасья (тапас).

Тапас происходит от слова tap (гореть, сиять, жечь, греть) и означает жар, тепло, огонь. Самые ранние упоминания этого слова связаны с процессом рождения – с материнским теплом, с высиживанием яиц птицей. В ведические времена на примере этой аналогии объяснялась концепция «высиживания знания» и духовного рождения. Когда я в Индии спрашивала про тапас, то мне так и отвечали, что тапас – это когда ты долго сидишь на одном месте.

Но не все так просто. Тапас как жар связан не просто с рождением, но и с причиной этого рождения, то есть с сексуальным жаром, огнем или, как говорят йогины, с огнем Кундалини и творческой силой. И в большей степени тапас – именно этот внутренний огонь, а не внешний огонь или жар.

В Ведах и Брахманах есть упоминания о том, что Риши и все Боги рождены посредством тапаса (tapojās), а весь мир создан из тапаса Солнца. Кроме того, есть история о том, как Праджапати создал мир посредством своего тапаса

(внутренне распалившись). И отсюда пошло понятие о том, что совершить тапас –это значит разжечь внутренний мистический огонь, жар в себе. С этим как раз связаны практики аскетизма и то, что называется тапасья.

То есть аскетизм и тапасья направлены, в первую очередь, на разжигание этого огня, что дает свет (просветление), знание, силу. То, что тапас стал отождествляться с истязанием и жестким самоограничением, с умерщвлением плоти – это более поздние вещи, и это зависит от традиции. Разные традиции и учителя разрабатывали разные методы получения этого жара, в том числе и самые суровые.

Тапас плотно связан с понятием жертвы и жертвования (тьяга), с отрешенностью (вайрагья). Я думаю, не случайно Агни, которого называют Великим Тапасвином и который сам по себе представляет тапас, в ритуалах (хаван, яджна) принимает жертвы (подношения). Посредством жертвенных возлияний в огонь возрастает жар и вместе с этим в том, кто совершает яджну, также возрастает внутренний жар. На самом деле в тапасе всегда присутствует жертва, и это может быть именно тот механизм, который разжигает наш внутренний огонь – внутренняя яджна.

Например, когда йогин идет в лес и сидит там 10 лет у дхуни – это называется в Индии тапасом. Его жертва – это сидение на одном месте, отказ от путешествий, общения, новых впечатлений и т. д., ограничение в питании. При этом он, конечно, делает свою садхану. В результате такой йогин (и то место, где он сидел) приобретает силу, мудрость. Мне приходилось встречать таких тапасви, и эту силу легко почувствовать. Это может казаться очень простым, по сравнению со стоянием на одной ноге, например, или когда руку много лет держат поднятой и она отсыхает. Но надо понимать, что последние варианты – это крайности, которые в большей степени связаны не с самим тапасом, а именно с мировоззрением культов, которые это практикуют – например, они могут отрицать проявленный мир и рассматривать тело как ограничение для духа, и поэтому практиковать умерщвление плоти в разных формах. В текстах Натхов, как вы можете заметить, не рекомендуются крайные формы тапаса, как и вообще крайности, у Натхов тапас – это серединный путь и пребывание в совершенном невовлечении, в отрешенности.

Важно понимать, что для каждого тапас и жертва – своя. Обычно на тапасью благословляет Гуру и дает рекомендации, зная хорошо своего ученика. В тьяге важно жертвовать тем, что дорого и к чему есть привязанность, иначе это не будет жертвой. Не будет жертвы – не будет и тапаса 😃 Тапасьи, связанные с телом, конечно самые трудные, но, возможно, поэтому самые эффективные: тело – это наша самая большая привязанность. Бывают тапасьи, связанные с едой, да и вообще с чем угодно, все зависит от человека. Можно сидеть в жару в окружении костров (используя, так сказать, природный фактор). А можно практиковать йогическую садхану, хатха-йогу, и разжигать огонь Кундалини другими методами. Задержки дыхания в пранаяме также разжигают внутренний огонь, если вы замечали. Есть такое выражение даже – прана-агнихотра, и дыхание рассматривается как постоянное возлияние, жертвоприношение в огонь Кундалини.

Натхи дают такое определение тапасу – это тот огонь, который сжигает в себе все крайности, и здесь есть параллель с огнем сушумны, который поглощает иду и пингалу. Но это связано не только с практиками хатха-йоги, но и в целом с образом жизни.


bottom of page